На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Что творится В мире

40 381 подписчик

Почему не тонет Голландия?

За последние 1200 лет Нидерланды серьёзно тонули около 30 раз. Суммарное количество жертв наводнений исчисляется сотнями тысяч. Штормовые волны прорывали прибрежные дюны, и вода устремлялась вглубь страны, затапливая обширные территории в тысячи квадратных километров. На протяжении всей своей истории Нидерланды вынуждены были бороться со стихией, защищая отвоёванные у моря земли. И, кажется, голландцы в этом преуспели. В этой статье я расскажу о проекте «Дельта», который уже более 30 лет не даёт стране погрузиться в морскую пучину.

Война с морем

Нидерланды обречены на вечную борьбу с наводнениями — половина территории этого государства находится ниже уровня моря. Отвоёванные у воды земли (польдеры) от высоких морских волн защищали лишь наносные песчаные дюны береговой линии. Но примерно раз в 40 лет случался шторм, который с лёгкостью размывал естественную преграду, что оборачивалось многотысячными жертвами среди населения. Тогда голландцы научились строить прочные дамбы, которые охраняли страну на протяжении 400 лет.

Отгородив огромные участки болот и мелководий, жители осушали их с помощью ветряных мельниц и архимедова винта. Знаменитые ряды мельниц в Киндердейке и других местах, ставшие визитной карточкой Голландии — ничто иное, как действовавшая с 1634 года система осушения.

Столетиями дамбы совершенствовались, укреплялись и модернизировались, а мельницы заменялись сначала паровыми, дизельными, а потом и электрическими насосами, которые получали энергию уже от больших ветряков. С конца XIX по конец XX века Нидерланды реализовали несколько проектов по защите от наводнений, и теперь общая длина защитных дамб составляет 3500 км.

Смертельное наводнение

Но в роковую ночь на 1 февраля 1953 года что-то пошло не так. Бушевавший уже 3 дня шторм за несколько минут до рассвета ударами волн и шквальным ветром в 150 км/ч разрушил одновременно 50 дамб. В следующие несколько минут под водой оказалось 133 населённых пункта. Вода поднималась до крыш городских башен. Те, кто успел, смогли выбраться из окон верхних этажей своих домов и дождаться помощи. От наводнения погибло 1835, а из зоны бедствия эвакуировали 72000 человек. Вода полностью разрушила 3000 домов и 40000 получили сильные повреждения. Сельскохозяйственные земли площадью в 1500 квадратных километров были признаны временно непригодными. Весь мир помогал Голландии справиться с последствиями природной катастрофы.

Delta Works

Трагедия 1953 года положила начало новым инженерным проектам, призванным защитить прибрежные земли от нагонных наводнений. Самый главный и масштабный из них, под названием «Дельта» («Delta Works», Deltawerken) предназначается для защиты внешних частей дельты Рейна и Мааса с многочисленным островами от затопления. Именно эти области пострадали боьше всего и нуждались в первостепенной обороне от стихии.

На юго-западе Нидерландов, где расположена основная часть дельты Рейна, с 1950 по 1997 год все рукава дельты кроме Западной Шельды были перегорожены дамбами и защитными щитами. Это предотвратило прохождение больших штормовых волн по рекам вглубь территории.

Первый штормовой барьер на реке Холландсе-Эйссел было закончен в 1958 году. За следующие 47 лет было построено несколько подобных сооружений и на других рукавах — всего 13 штук. Американское сообщество гражданских инженеров (ASCE) внесло проект «Дельта» в список «Семи чудес современного мира». Среди построенных объектов выделились два штормовых барьера: Масланткеринг и Остерсхельдекеринг. На последнем мне и удалось побывать.

Остерсхельдекеринг

Штормовой барьер Остерсхельдекеринг расположен между островами Норд-Бевеланд и Схаувен-Дейвеланд. Дамба, перекрывшая Восточную Шельду, была сдана 4 октября 1986 года. На церемонии открытия королева Беатрикс сказала: «Бог сотворил мир, а мы, голландцы, создали Голландию».

В отличие от других дамб, которые полностью перегораживали рукава рек, барьер Остерсхельдекеринг был построен таким образом, что при необходимости через него можно было пройти морским судам. Дело в том, что по Восточной Шельде проложен морской путь в бельгийский порт Антверпен. Кроме того, если бы устье Шельды было полностью отрезано от моря, то оно со временем бы превратилось в пресное озеро, что отразилось бы на местной экосистеме и рыбаках, основным источником дохода которых была рыбалка и разведение устриц еще с позапрошлого века.

Чтобы не перекрывать Восточную Шельду, инженеры оказались перед выбором: построить дамбы вдоль берега длиной 150 километров, или создать штормовой барьер длиной 4 километра и боковые дамбы длиной 5 километров.

В итоге остановились на втором варианте. На строительство ушло 10 лет — с 1976 по 1986 годы. Дорога через дамбу появилась лишь спустя год после завершения строительства основного сооружения.

Для инженерных нужд посреди устья был создан вспомогательный остров Нельте-Янс, на котором сейчас находится образовательный центр для посетителей и база технического обслуживания дамбы. На строительство штормового барьера Остерсхельдекеринг было потрачено около 2,5 млрд. евро.\

Барьер Остерсхельдекеринг состоит из 65 бетонных колонн, вес каждой – 18000  тонн, а высота колеблется от 35 до 38,75 метра. Колонны используются как элемент крепления и направляющие для 62 стальных ворот, по 42 метра в длину и от 6 до 12 метров в высоту каждые. Все ворота оборудованы шлюзовыми механизмами, которые срабатывают автоматически при штормовой угрозе.

Электричество на барьер подаётся от ветряков, установленных на дамбе.

Автоматика срабатывает при поднятии уровня воды выше 3 метров над средними значениями. Мощные электродвигатели опускают створки барьера, превращая его в неприступную металлическую крепость, способную противостоять любым ударам морской стихии.

Глобальное потепление и сопутствующее ему повышение уровня мирового океана требуют постоянной модернизации дамб. В настоящее время укрепляются сооружения по берегам Восточной и Западной Шельды, так как была доказана их недостаточная прочность. Со временем придётся наращивать высоту и самих штормовых барьеров.

Проект «Дельта»  считается уникальным сооружением по защите от наводнений и крупнейшим инженерным проектом в мире. Только представьте себе 2,4 тыс. км основных и 14 тыс. км вспомогательных дамб, а также более 300 строений. А главная достопримечательность «Дельты» — штормовой барьер Восточной Шельды. Это 8-километровое сооружение для защиты от наводнений может отрезать Восточную Шельду от моря за 82 минуты. Задача этой гениальной системы из 65 огромных раздвижных ворот — предотвратить катастрофическое наводнение, подобное тому, что случилось в 1953 году.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх