Ещё осенью 2014 года Генпрокуратурой был взят под стражу генерал-майор Виктор Назаров, на время крушения самолёта являвшийся начальником штаба так называемой АТО. Высокопоставленном военному вменили часть третью 425-й статьи Уголовного кодекса Украины — халатное отношении к службе, совершенное в боевой обстановке, что привело к тяжким последствиям. Вскоре после ареста Назаров был освобождён под залог в 365 000 гривен, однако, суд над генерал-майором продолжается до сих пор.
Генерал-майор Виктор Назаров, обвиняемый украинским правосудием в преступной халатности, которая привела к крушению Ил-76 под Луганском. Источник фото: diana-mihailova.livejournal.com
Сторона обвинения требует для бывшего начштаба, дело которого рассматривается в Павлоградском горрайонном суде Днепропетровской области, восемь лет заключения с полным возмещением ущерба государству за уничтоженный самолёт — 28,7 миллионов гривен. Кроме того, Виталий Погосян — адвокат, нанятый родственниками погибших десантников — требует от Назарова компенсировать моральный ущерб в 500 000 гривен каждой семье. В свою очередь, украинский генерал-майор полностью отрицает свою вину. Со слов бывшего начштаба, доказательства против него отсутствуют, а в материалах самого следствия множество противоречий.
Собственное мнение об уничтожении военно-транспортного самолёта с десантниками 25-й аэромобильной бригады высказал известный украинский эксперт в области авиационной техники, полковник Дмитрий Ложешник, который является опытным штурманом, налетавшим на Ил-76 более 3700 (в боевых условиях — 1112) часов. За плечами Дмитрия Игоревича Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов, оконченное в 1980 году, и несение воинской службы в Республике Афганистан в период с 1984 по 1985 год. А, значит, его мнение от катастрофе транспортника вполне можно считать компетентным.
По словам военного эксперта, существенную роль в крушении самолёта сыграла и усталость экипажа, и низкий уровень его подготовки, так как полёт и заход на посадку выполнялся хоть и в простых метеоусловиях, но ночью. Возможно, украинские лётчики по причине нехватки топлива и денег крайне мало тренировались. Кроме того, экипаж нарушил приказ командира бригады о выполнение полёта и заходе на посадку в режиме полного радиомолчания и без включенных фар, а также проблесковых огней. Ил-76, судя по видеосъемке, заснятой непосредственно перед уничтожением самолёта, садился со всей включенной светотехникой.
Также, со слов Дмитрия Ложешника, транспортник заходил на посадку по траектории, которая не соответствовала траектории, определённой экипажу во время постановки боевой задачи. Фактически Ил-76 начал выполнять снижение по направлению к посадочной полосе с дистанции в 12 километров, при этом его коэффициент поражения средствами ПВО, которыми на то время располагали ополченцы, приближался к единице. Если бы экипаж выполнил все распоряжения командования, то самолёт бы выводился на посадку с максимальным градиентом, по так называемой укороченной схеме, на расстоянии около 2,5 километров от самого аэродрома. В этом случае коэффициент поражения автоматически снизился бы до 0,3, и транспортник с большой долей вероятности удалось бы спасти.
«Возможно, у экипажа был большой перерыв, возможно, не хватило опыта полетов в боевых условиях» — отметил эксперт.
Что же касается непосредственного виновника трагедии, то, по мнению Ложешника, Назаров был не в состоянии предотвратить случившееся. Общий уровень подготовки экипажа, пилотировавшего уничтоженный Ил-76, определяет не начальник штаба АТО, а командир части либо же его заместитель по лётной подготовке.
Уничтоженный Ил-76МД за месяц до катастрофы. Источник фото: ru.wikipedia.org/Andrey Rakul - http://spotters.net.ua/file/?id=92949&size=large, CC BY-SA 4.0
Таким образом, если учесть тот факт, что даже украинские военные эксперты косвенно, но всё-таки даже публично оправдывают Виктора Назарова, становится ясно — бывший начштаба просто выбран «крайним» в сложившейся ситуации. Вина в трагедии лежит отнюдь не на генерал-майоре, а на его непосредственном руководстве, которое позволило допустить подобный уровень халатности в отношении подготовки лётного состава украинской военно-транспортной авиации. На Назарова, что называется, «спустили всех собак». Что, впрочем, абсолютно неудивительно и весьма характерно для командного состава ВСУ нескольких последних лет. И потому отвечать за трагедию вряд ли будет кто-то другой.
Автор: Евгений Просвирин