На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Что творится В мире

40 382 подписчика

В России создается глиссирующая БМП для загоризонтной высадки

1280px-Expeditionary_Fighting_Vehicle_at_speed_in_water

Научно-производственный центр «Специальное машиностроение» (НПЦ СМ) МГТУ им. Баумана с 2013 года создает боевую машину для морской пехоты (БММП). Некоторое время работы велись в рамках гособоронзаказа, однако заказчик остановил их. Сейчас разработка глиссирующей машины для загоризонтной высадки идет в инициативном порядке, рассказал Центральному Военно-Морскому Порталу главный конструктор центра Сергей Попов.

По словам Сергея Попова, разработка специальной морской десантной машины велась «Бауманкой» еще в 1980-х годах в рамках инициативной ОКР. Позднее прорабатывались различные варианты БММП – колесный, гусеничный, четырехгусеничный и даже шнеко-роторный. Один из вариантов – глиссирующая машина с газотурбинным двигателем ГТД-1250, созданным для танка Т-80.

В 2013 году командование береговых войск ВМФ России инициировало разработку БМП морской пехоты. Соответствующую НИР включили в гособоронзаказ на 2013 год. Конкурс на проведение «Исследования по созданию перспективной боевой машины для подразделений морской пехоты Военно-морского флота (БММП)» выиграл МГТУ им. Баумана. «Но вскоре после заключения государственного контракта работы по этой НИР были заказчиком остановлены», – говорит Сергей Попов, не поясняя причин остановки. Разработку, однако, продолжили в инициативном порядке, – добавил главный конструктор.

Одной из сложностей, с которой столкнулись разработчики, стала амфибийность БМП. На воде машина должна стать быстроходным катером, который сможет быстро преодолеть расстояние, необходимое для загоризонтной высадки, и выдержать волну высотой не менее 1,5 метров. На суше БММП – это полноценный транспортер для пехоты. По крайней мере первую часть задачи «Бауманка» проработала: в декабре 2014 года ООО «Центр технического сотрудничества» при МГТУ им. Н.Э. Баумана» подало заявку на патент мореходной скоростной амфибии с изменяемой поверхностью глиссирования. Патент опубликовали в марте 2016 года, один из его авторов – Сергей Попов.

Машина оснащена двумя боковыми щитками по бортам корпуса, на концах которых находятся управляемые гидродинамические поверхности. Щитки и поверхности могут менять свое положение, уменьшая гидродинамическое сопротивление и управляя дифферентом и креном. Таким образом БММП выходит на глиссаду при меньшей потребной мощности.

В 2015 году на Международном военно-морском салоне показали телеуправляемый масштабный макет машины, соответствующий одному из ранних вариантов технического решения глиссирующей БМП. По бокам макета можно разглядеть щитки, упомянутые в патенте. Как рассказал Центральному Военно-Морскому Порталу источник в ВМФ, начальник береговых войск генерал-лейтенант Александр Колпаченко «хорошо относится к проекту и ранее способствовал его развитию». На фото с МВМС-2015 главный конструктор НПЦ СМ Сергей Попов рассказывает генерал-лейтенанту Колпаченко об особенностях БММП.

Пока неизвестно, под какой десантный корабль приспособят БМП морской пехоты. Адмирал Игорь Хмельнов (в 1995-1996 годах командовал ТОФ) рассказал корреспонденту ЦВМП, что большие десантные корабли, которыми располагает флот сегодня, не очень подходят для загоризонтной высадки. «Это американская концепция, создававшаяся еще в 1970-х годах», – добавил он. США к 2015 году разработали EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) – 34-тонный гусеничный глиссирующий бронетранспортер. Его скорость хода на воде – до 46 км/ч, для глиссирования машина применяет схожий с БММП принцип. Однако массовое производство EFV так и не начали.

Экс-начальник Береговых войск (1987-1995) генерал-полковник Иван Скуратов заявил корреспонденту ЦВМП, что не нужно копировать американские стандарты с учетом более скромных российских возможностей: «У нас совершенно другой ТВД, более оборонительного характера. Россия не нуждается в таких десантных операциях», – говорит Скуратов.

«Загоризонтное десантирование – это красиво, но не очень эффективно. Страны с развитыми ВВС или ракетно-артиллерийскими системами в состоянии потопить десантные корабли даже на таком удалении, поэтому американский способ высадки десанта пригоден разве что для свержения неугодных режимов в «банановых республиках». Даже с КНДР этот фокус уже не пройдет», – добавил генерал-полковник Скуратов.

В начале апреля СМИ распространили информацию о включении разработки семейства машин на базе БММП в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы. На сегодняшний день НПЦ СМ «Бауманки» «считает доказанной техническую осуществимость БММП, реализующей концепцию «загоризонтного десантирования», – рассказал ЦВМП главный конструктор центра Сергей Попов. Однако, отметил он, «всесторонняя и глубокая проверка разработанных решений требует проведения целенаправленной НИР».

Разработчик БММП, о которой писали СМИ, пока неизвестен: изначально в 2013 году им должен был стать КамАЗ, затем конкурс выиграла «Бауманка». В конце 2015 года первый вице-президент «Компании корпоративного управления «Концерна «Тракторные заводы» Альберт Баков заявил, что создавать военную технику для морской пехоты будет КБ «Волгоградского тракторного завода».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх