10 января западные разведывательные спутники зафиксировали отправку в Сирию трёх групп истребителей-бомбардировщиков Су-25СМ3. Это подтвердило Минобороны РФ, сославшись на плановую ротацию военной техники. Однако новая модель ВКС модификации 2013 года предоставляет более широкие возможности для борьбы с террористами. В частности, обеспечивает максимальную точность удара по движущимся целям типа пикапов «Тойота» или опорным пунктам, расположенным на нижних этажах зданий.
Су-25СМ3 был разработан для миссии близкой поддержки в воздухе и способен обеспечить быстрое продвижение сирийских войск на земле за счёт создания пробелов в обороне исламистских наёмников. Поэтому новая наступательная операция одновременно призвана освободить страну от исламистских наёмников, а также протестировать новую технику и обучить лётчиков в реальных боевых условиях, чтобы защитить Россию от вторжения НАТО. Военный эксперт Валентин Василеску не исключает, что в ближайшие недели в Сирию будут направлены дополнительно 48-52 самолётов этой модели.
Фото: wikipedia.org
До сих пор Россия атаковала цели в Сирии крылатыми ракетами, запускаемыми с подводных лодок, надводных кораблей и бомбардировщиков дальнего радиуса действия. При этом атака велась исключительно по целям низкой мобильности, расположенным на безопасном расстоянии гражданских лиц и военнослужащих сирийской армии, по заранее подготовленному плану с помощью беспилотной аэроразведки. Каждый российский самолет был вооружен только двумя (при загрузке 8-24) бомбами или ракетами «воздух-земля», которые сбрасывались на недосягаемой для боевиков высоте 8 тыс. – 10 тыс. м.
Теперь большинство миссий ВКС должны осуществляться в ночное время без подробной информации, полученной заранее с беспилотного самолета-разведчика. Су-25СМ3 предстоит вести «целевую охоту» за террористами, патрулируя подконтрольные районы на больших высотах. Выявление целей требует совершенной координации в пространстве и времени с солдатами на земле, которая осуществляется днём через радиосвязь, а ночью за счёт невидимого лазерного луча, считываемого электрооптическими датчиками на борту самолета.
Установленная в носовой части самолёта оптико-электронная система СОЛТ-25, с лазерными датчиками и инфракрасной камерой, служит, чтобы найти и идентифицировать наземные цели в ночное время и на большой высоте. Самолет оснащен двумя двигателями RD-195 с тягой 4500 кгс и имеет максимальную скорость 975 км/ч. Для того чтобы атаковать цели, Су-25СМ3 оснащён прицельно-навигационным комплексом ПрНК-25СМ (56СМ) «Барс», который с помощью системы СОЛТ-25 и лазерного дальномера обеспечивает прямое и высокоточное попадание в цель.
Фото: wikipedia.org
Су-25СМ3 имеет вращающийся ствол ГШ-30-2, калибра 30 мм, со скоростью в 2000 выстрелов/ мин, и использует бронебойно-трассирующие снаряды с вольфрамовыми ядрами. Кроме того, самолёт может поднимать дополнительные запасы оружия весом 4 340 кг за счёт более 10 точек крепления, расположенных на крыльях и фюзеляже. Передовой истребитель-бомбардировщик обладает также 32 ракетами S-5M/K калибра 57 мм, 80 мм, 122 мм и 266 мм. Сочетание стрельбы очередями пушечных снарядов или ракет под углом 15-30 градусов с высоты 1000-3000 м позволяет атаковать одновременно различные цели.
Российские конструкторы предусмотрели также защиту самолёта на низкой высоте (ниже высоты 5000 м), где они уязвимы для ПЗРК, а также тяжелых пулеметов и пушек калибра 12,7, 14,5, 23 и 30 мм, которыми вооружены наёмники. Су-25СМ3 имеет титановое экранирование весом в 500 кг, толщиной от 15 мм до 30 мм, способное выдерживать 23 мм снаряды, и экранирование из углеродного волокна, который сохраняет поверхность от фрагментации в результате взрыва снарядов.
Для защиты поверхности самолёта от воздушных ракет Су-25М3 оснащен системой РЭБ «Витебск-25», подобной системе Spectra ESM французского Rafale. Она определяет кадраж вражеского самолета на РЛС, вычисляет его азимут и тип, и приводит в действие помехи на нескольких частотах. Система «Витебск-25» защищает самолет Су-25СМ3 от управляемых ракет инфракрасного спектра или лазера, а с помощью подсистемы термальных ловушек АПП-50 способна спасти самолёт даже от портативных воздушных ракет ПЗРК.