На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Что творится В мире

40 378 подписчиков

National Interest: Новая российская стелс-подлодка имеет большие проблемы

подлодка варшавянка

Спустя два десятилетия после закладки первой дизель-электрической подлодки (ДЭПЛ) нового поколения класса «Лада», российские СМИ сообщили о планах постройки еще двух новых субмарин. Заложенная в 1997 году и введенная в состав ВМФ в мае 2010-го, подводная лодка «Санкт-Петербург», согласно ряду СМИ, лишена главной особенности этого класса — воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ), пишет американский журнал The National Interest.

Атомные субмарины, как правило, стоят в четыре-восемь раз больше, чем их дизельные собратья. При этом они обладают огромным преимуществом в скорости и дальности плавания, а также практически без ограничений по времени могут находиться под водой. Воздухозависимые дизельные двигатели не только шумнее, но и требуют от подводной лодки регулярных выходов на поверхность воды, что увеличивает риски быть обнаруженным.

Тем не менее, из экономических и технологических соображений большинство стран эксплуатируют главным образом дизельные подводные лодки. Кроме этого, ограниченный запас топлива не позволяет таким субмаринам преодолевать трансокеанские расстояния.

Однако в современные модификации подлодок 1990-х и 2000-х годов начали внедрять различные воздухонезависимые двигательные системы, которые позволили им уже не днями, а неделями находиться под водой. Германия, Франция, Швеция, Япония и Китай стали основными производителями и экспортерами подводных лодок на базе ВНЭУ.

Поэтому вполне логично, что Россия, которая десятилетиями эксплуатирует дизельные подводные лодки, предпринимала попытки разработать свою собственную «воздухонезависимую» ДЭПЛ. В 1997 году корпус «Санкт-Петербурга» был заложен на Адмиралтейских верфях — это бы первенец проекта 677 «Лада». Две дополнительные лодки «Кронштадт» и «Великие Луки» были заложены в 2005 и 2006 годах.

Класс «Лада» должен был стать четвертым поколением дизель-электрических подлодок, которым на Западе присвоен общий класс «Кило». Более пятидесяти ДЭПЛ этого класса были построены в трех вариантах и служили в флотах России, Китая, Вьетнама, Алжира, Польши и Ирана (проекты 636 и 636.3). Современные варианты этих субмарин относятся к самым тихим дизельным подводным лодкам в мире. В декабре 2015 года подлодка «Ростов-на-Дону» стала первой российской субмариной со времен Второй мировой войны, которая нанесла удар по противнику (удар ракетами «Калибр» по боевикам в Сирии — ред.)

Российские инженеры обещали, что «Лады» будут производить на 50% меньше шума, чем подлодки предыдущего поколения. В 2004 году «Санкт-Петербург» наконец был спущен на воду и сегодня находится в опытной эксплуатации в качестве испытательного стенда. Эта подводная лодка, длиной 67 метров и водоизмещением 1765 тонн, значительно меньше, чем классические «Варшавянки». Она управляется экипажем в 35 человек. Подлодка вооружена восемью 533-миллиметровыми торпедными аппаратами с 18 торпедами (или ракетами). Низкий уровень шумности был достигнут благодаря выбору однокорпусного конструктивного типа, уменьшением габаритов корабля, применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установкой виброактивного оборудования на виброизоляторы типа «ВИ» и внедрению технологии нанесения противогидролокационного покрытия нового поколения «Молния».

Тем не менее, ключевым новшеством этого проекта должна была стать водородно-кислородная ВНЭУ, которая, согласно российской прессе, способна конвертировать дизельное топливо в водород, для его последующего сжигания в двигателе (цитата из источника The National Interest). Российский разработчик утверждал, что такая технология предпочтительнее генераторов «Стирлинга» и систем MESMA AIP. Эти двигатели имеют массивные движущиеся части, которые создают дополнительный шум при работе, а более тихая технология, используемая на немецких подводных лодках, требует хранения быстровоспламеняющихся водородных элементов.

Китай, который имеет на вооружении подводные лодки Type 039A, основанные на технологии «Стирлинг», заявил о своей заинтересованности в покупке четырех субмарин проекта «Лада». Адмиралтейская верфь также предлагает более дешевый вариант «Лады» — «Амур-950» (экипаж всего 21 человек), который уже привлек интерес у Марокко и Индии.

Надо заметить, что «Санкт-Петербург» никогда не покидал зоны испытаний. В статье, опубликованной в ноябре 2011 года российским изданием «Известия», сообщалось, что недоработанный двигатель оказался неспособен развить больше половины заданной по проекту мощности. Сообщалось, что и другие ключевые системы, включая новые торпедные аппараты и гидролокаторы, все еще находятся в стадии разработки.

Однако в 2013 году агентство ТАСС сообщило, что работа над новым классом субмарин возобновилась. Однако слова оказались громче действий. В это же время Министерство обороны России заказало шесть дополнительных лодок проекта «Варшавянка» для Тихоокеанского и Черноморского флотов. Большинство экспертов согласны с тем, что Россия на данный момент так и не смогла разработать эффективную воздухонезависимую энергетическую установку.

Хотя российские официальные власти иногда и поднимают тему преимущества подводных лодок на базе ВНЭУ, приоритет был отдан субмаринам классов «Ясен» и «Борей».

В 2014 году министерство обороны России заявило, что намерено приступит к разработке ДЭПЛ 5-го поколения класса «Калина». Согласно проекту, новая лодка сможет находиться под водой почти месяц и будет способна работать с любой силовой установкой — как с классической, так и с воздухонезависимой. Хотя в некоторых сообщениях утверждается, что новые ВНЭУ уже находятся на конечной стадии разработки, источники в МВФ говорят, что до 2021-22 годов такие технологии будут все же недоступны.

Российские инженеры также говорили о разработке подводных лодок с литий-ионными аккумуляторами в качестве альтернативного способа решения проблемы продолжительного нахождения по водой. Однако в настоящее время только Япония и Южная Корея близки к внедрению этой технологии.

Источник

Картина дня

наверх