На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Что творится В мире

40 380 подписчиков

Может ли самолёт уйти от ракеты?

Видит ли лётчик зенитную ракету? Про заднюю полусферу, наверное, можно точно сказать, что нет, а в передней, например, американские лётчики во Вьетнаме часто замечали пуски по огромному облаку дыма и пыли при старте, видели факел двигателя. Но это мало помогало с выбором момента. Для уклонения от ракет С-75 маневр нужен за время менее 25 секунд до предполагаемой встречи с целью. Но нервы, нервы. Большая часть пилотов сразу же сбрасывали бомбы и разворачивались, подставляя ракете сами понимаете что. Поэтому ещё во время той войны американцы стали ставить на свои самолёты станции предупреждения об облучении самолёта радаром – СПО. Первым самолётом, получившим такое оборудование, стал истребитель-бомбардировщик F-111A.

Источник: Общественное достояние

 AN/APR-38 – так называлась эта станция, могла определить типы всех радаров, применявшихся вьетнамцами, и направление на них, а по началу работы радиопередатчика команд момент пуска ракет. Но не могла определить удаление от ЗРК, следовательно, не могла высчитать нужный момент применения маневра. Уже очень скоро этот недостаток был устранён и аппаратуру научили триангулировать по двум пеленгам. Речевой информатор стал отсчитывать время.

С моментом Джон Смит разобрался. Осталось крутануть чего-нибудь порезче. И тут выяснилась ещё проблемка. Боевые лётчики редко летают с перегрузками больше 6-ти ед. Ну 8 максимум. Они же не девушки на спортивных самолётиках. Те крутят пилотаж до 10-ти ед. Спросите у Капаниной. А нужно ещё больше. Считается, что 10 это максимум, который может выполнить пилот вручную, хотя наш лётчик-космонавт Береговой выполнил руками перегрузку 15 на МИГе-17. 15 признана безопасной в течении нескольких секунд, правда можно потерять сознание. 40 максимальная ударная, хотя и здесь есть кому посрамить авиамедицину – автогонщики в авариях испытывали и по 200g. Карлос Сайнс после аварии в Сочи с перегрузкой 46 на следующий день снова гонялся. Располагаемые перегрузки зенитных и авиационных ракет могут составлять 20-40ед.

В общем приняли решение, что доверять лётчику такой маневр нельзя. Сопрягли СПО и автопилот и установили на ручке управления кнопку. Назвали её «Маневр на выживание». При нажатии этой кнопки автопилот с учётом данных СПО, имеющейся высоты и скорости решает какой маневр выполнить и тут же это проделывает. Перегрузку ограничили тринадцатью единицами. И не из-за заботы о здоровье Джона Смита, а для того, чтобы летательный аппарат не развалился, его и так после этого в ремонт приходилось отправлять – расходились панели обшивки, резались заклёпки, нарушалась герметичность баков. А Джону Смиту хоть бы что – отлежится.

После выполнения маневра автопилот выводил самолёт в горизонтальный полёт, так как лётчик, как правило, терял сознание на несколько секунд и ему требовалось время на перезагрузку.

К концу вьетнамской войны этой системой были оснащены все истребители и штурмовики США. А мы чем хуже? Надо спросить наших лётчиков, есть ли такие кнопки на наших самолётах? По моим данным есть.

С появлением Су-27 стало возможным выполнять ещё один противоракетный маневр - «Кобру Пугачёва». Дело в том, что почти все современные ЗРК, да и тот же С-200, отслеживают допплеровскую добавку частоты, образующуюся за счет скорости цели, которая прибавляется к частоте зондирующего сигнала. При этом приёмники РЛС имеют большое подавление чувствительности на частоте излучения – это называется «полоса режекции». При выполнении «кобры» самолёт резко тормозится, и эта добавка частоты может «вылететь» из полосы фильтров приемника, а то и попасть в полосу режекции, а это приведёт к срыву сопровождения цели. Не только наши Сушки и МИГи могут выполнять эту фигуру, но и ряд иностранных. Её выполнение тоже автоматизировано.

Ну и напоследок. Про то, как МИГ-25й уходил над Израилем от ракет.

Для этого не обязательно быть 25-м. В Израиле тогда был только ЗРК «Хок». Вот такой.

Его возможности по перехвату – высота цели до 13,5км, скорость цели до 1800км/ч, максимальная скорость полёта ракеты 2300-2500км/час.

От него легко ушел бы любой самолёт, имеющий высоту порядка 15км, или скорость около 2000км/час. Например, МИГ-21 с потолком 19км и скоростью 2230км/ч.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх