На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Что творится В мире

40 382 подписчика

Почему иностранные перевозчики не спешат на Севморпуть

Кадр из ролика "Росатома" о прохождении Севморпути / Фото: ТГД
 

Активное судоходство по Северному морскому пути (СМП) провозглашено одним из векторов развития российской экономики на ближайшие годы. На первом этапе основу грузовой базы будут составлять природные ресурсы. В дальнейшем, ориентировочно с 2035 года, когда откроется круглогодичная навигация по всей трассе, на СМП должны прийти иностранные перевозчики с транзитными грузами из Азии в Европу.

По крайней мере, такие планы подготовила госкорпорация "Росатом", отвечающая теперь за развитие Севморпути. По подсчётам атомщиков, путь через Арктику может стать реальной альтернативой Суэцкому каналу. Так, груз из Шанхая в Роттердам по СМП может быть доставлен на две недели быстрее.

Если всё так быстро, то почему этот путь не использовался ранее? Дело в том, что передвигаться по трассе можно пока только в наиболее благоприятный для судоходства ледовый период – летом-осенью. Для решения этой проблемы и создаётся новый вспомогательный флот – прежде всего, атомные ледоколы проекта 22220. Круглогодичную навигацию должны обеспечить ледоколы "Лидер" проекта 10510. Строящиеся для Арктики танкеры также имеют высокий ледовый класс.

Чтобы сделать Севмпоруть полноценной "платной дорогой", на которой можно будет зарабатывать, помимо ледоколов, требуется ещё и инфраструктура – порты, средства навигации, связи, спасательное оборудование. Над созданием инфраструктуры работа уже ведётся. Например, электроэнергию с плавучего энергоблока "Академик Ломоносов" планируется использовать не только для Чукотки, но и для обслуживания Севмпорпути.

Строительство флота и создание инфраструктуры – занятия весьма затратные, даже с поддержкой госбюджета. Поэтому атомщики уже сейчас пытаются сформировать грузовую базу. Российские сырьевые компании пока не сильно отстают от планов перевозить к 2024 году по Севморпути 80 млн тонн грузов.

С иностранными перевозчиками ситуация сложнее. На данный момент объём транзитных грузов не превышает 1 млн тонн. Для исправления ситуации ведутся переговоры с крупнейшими мировыми судоходными компаниями, создаются новые международные организации. Например, в июле "Росатом" объявил о создании Международного общественного совета СМП с участием зарубежных компаний.

Из результатов, помимо соглашений о намерениях, стоит отметить тестовый рейс контейнеровоза Venta Maersk по Севмпорпути осенью 2018 года. По его результатам датчане пришли к выводу, что на данный момент использование арктической трассы для перевозки контейнеров не является экономически оправданным.

Холодным душем для россиян стало прозвучавшее 23 августа заявление французской компании CMA CGM – мирового лидера в контейнерных перевозках. Глава компании Родольф Сааде поспешил объявить во время встречи с президентом Франции накануне саммита G7, что ни одно из 500 судов компании не будет использовать Севмпорпуть для перевозки грузов.

Такое решение в CMA CGM объясняют тем, что выбор северного маршрута, использование которого стало возможным благодаря изменению климата, представляет значительную опасность для уникальной природной экосистемы Арктики из-за возможных аварий, разливов нефтепродуктов и столкновений с морскими животными.

Одновременно в CMA CGM признают, что использование Севмпорути может дать судоходной компании конкурентное преимущество, однако французы отказываются от него в пользу защиты окружающей среды.

Интересно, что у заявления господина Сааде была и вторая часть, согласно которой CMA CGM станет пионером в использовании сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива для крупнотоннажных судов вместимостью до 23 тыс. контейнеров. Первый контейнеровоз на СПГ должен войти во флот компании в 2020 году, а к 2022 году уже 20 судов CMA CGM должны использовать СПГ в качестве топлива.

По крайней мере, такова текущая позиция перевозчика из Марселя. Чего больше в заявлении французов, сиюминутной политики или заботы о будущем, покажет время, а пока что "Росатому", видимо, следует сосредоточиться на других крупнейших перевозчиках. Как раз в ходе Восточного экономического форума должна начаться активная работа Международного совета СМП. К участию приглашены уже упомянутый Maersk и японский перевозчик Mitsui O.S.K. Lines. Также россияне активно работают с китайским перевозчиком COSCO.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх